Поиск по моему сайту

понедельник, 28 ноября 2011 г.

Игровая среда: как ее создают?

Проведем эксперимент: разбудим воспитателя детского сада среди ночи и спросим: «Что такое игра?». Он тут же, не задумываясь, выдаст: «Игра — ведущая деятельность дошкольника». Эта фраза со студенческих лет стала для воспитателей чем-то вроде древнего заклинания, смысл которого утерян в глубине веков.
И если мы начнем выяснять: что такое игра? Всегда ли ребенок с игрушкой в руках — «играющий» ребенок? Любая игрушка — предмет для игры или нет? Сколько нужно игрушек, чтобы ребенок играл? А может, дело не в количестве, а в качестве? Или вообще не в этом дело? И какое отношение взрослый имеет к игре ребенка? — тут, даже среди бела дня, мы рискуем не получить ответы на свои вопросы.

Не только потому, что воспитатели не всегда над этим задумываются. Но и потому, что эти вопросы очень сложны даже для ученых.
Тезис «Игра — ведущая деятельность дошкольника» принадлежит одному из «праотцов» отечественной психологии Даниилу Борисовичу Эльконину, который создал свою концепцию детской игры в рамках ведущего и единственного направления советской психологии — теории деятельности.
Сегодня многие утверждения и представления, казавшиеся незыблемыми в то время, нуждаются в уточнениях, в развитии, а порой — и в опровержении.
Так, к примеру, произошло с представлениями о творчестве, с представлениями о внутреннем мире человека — мире переживаний.
Игра, безусловно, является видом творчества для ребенка. И игра связана с миром его переживаний. А значит, не может быть сведена исключительно к деятельности.
Но деятельностная сторона игры — это то, что нам явлено. То, с чем мы — педагоги и родители, как правило, имеем дело.
Поэтому, заводя речь об игре, мы непременно выходим на проблему организации игровой среды. Что зависит от нас, взрослых, чтобы ребенок, желающий играть, играл?





Читать далее

1 комментарий:

  1. Хотела бы прокомментировать данную статью и еще несколькими требованиями к предметно-развивающей среде.
    В книге "Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду" (принципы построения, советы, рекомендации)Н.В. Нищева, очень подробно описывается ПРС в ДОУ по центрам, примерный набор оборудования в каждом центре, также расписывается оборудование для специалистов ДОУ (учителя-логопеда, педагога-психолога). Буду рада если эта информация Вам пригодится.

    ОтветитьУдалить