Поиск по моему сайту

суббота, 3 декабря 2011 г.

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей

Автором всех этих разработок является: Никонова Анна Михайловна
Цели:
1. Образовательная.
а) познакомить с основными эмоциями: интерес: радость, удивление, грусть, гнев, страх,  стыд;
б) учить распознавать  эмоциональные  проявления других людей  по различным
признакам (мимика, пантомимика, интонация);
в) обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные
эмоции, чувства, настроения, их оттенки.
2. Воспитательная.
а) способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;
б) способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально-
приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);
в) отреагировать    имеющиеся    отрицательные    эмоции    (страх,    гнев    и   др.),препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.
Мет одические приемы:
1.  Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.
2.           Рисование эмоций.
3.           Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств.
ИГРЫ
1. "Угадай эмоцию"
На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.
Остальные дети - зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.
2. "Лото настроений"
Материал: наборы картинок,  на которых изображены животные с различной мордочкой. Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т.д.). Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.
3. "Пиктограммы"
Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный.
а) определить по пиктограмме, какой человек: веселый или грустный, сердитый илидобрый и др.;
б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоны
перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;
в) игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет
пиктограмму и. не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней
изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После
этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить
детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения
настроения.
4. "Как ты себя сегодня чувствуешь?"
Материал: карточки с разными оттенками настроения.
Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д.
5. "Классификация чувств"
Материал: карточки с разными оттенками настроения.
Разложить карточки по следующим признакам:
- какие нравятся;
- какие не нравятся.
Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил.
6. "Встреча эмоций"
Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна.
Ведущий изображает "хорошую", ребенок "плохую". Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются. Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить.
7.  "Испорченный телефон"
Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза ("спят"). Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, "разбудив" второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник "будит" третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.
Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что "телефон" был полностью исправен.
Вопросы при обсуждении:
1.  "По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?";
2.            "Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?";
3.            "Трудно ли было тебе понять другого участника?";
4.            "Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?".
8. "Снимается кино"
Среди детей выбирается сценарист и режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.
9. "Рисуем настроение"
Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий:
1.  Выполнение рисунка на тему: "Мое настроение сейчас".
2.           Каждый  рисует  эмоцию,   какую  он  хочет.  После  выполнения  задания  дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.
3.           Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.
Рисунки могут быть сюжетные ("нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился"), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов. Последние ("абстрактные рисунки") в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения.
10.    "Рассматривание картинки"
Материал:   сюжетные   или  предметные   картинки  с   изображением различных  настроений.
Вопрос: "Какое настроение испытывает девочка на одной и на другой картинке?".
11. Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой - любую эмоцию
(например: "слон" и "радость"). Третий ребенок должен пройтись по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство.
12. Ребенок называет любое число от 1 до 7. Другой ребенок изображает чувство, которое соответствует названному числу.
Материал: карточки, на одной стороне которых написаны цифры, на другой - названия эмоций.
1. Страх. 2. Удивление. 3. печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина.
13."Зеркало"
Один ребенок "зеркало", другой изображает какую-либо эмоцию (например: гнев - губы сжаты, брови нахмурены; удивление - рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты), а другой придает своему лицу то же самое выражение.
14. "Тренируем эмоции"
Попросите ребенка нахмуриться - как:
-         осенняя туча,
-         рассерженный человек,
-         злая волшебница.
улыбнуться, как:
-         кот на солнце,
-         само солнце,
-         как Буратино,
-         как хитрая лиса,
-         как радостный ребенок,
-         как будто ты увидел чудо.                                              
позлись, как:
-         ребенок, у которого отняли мороженое,
-         два барана на мосту,
-         как человек, которого ударили.
испугайся, как:
-         ребенок, потерявшийся в лесу,
-         заяц, увидевший волка,
-         котенок, на которого лает собака.
устань, как:
-         папа после работы,
-         муравей, поднявший тяжелый груз,
отдохни, как:
-         турист, снявший тяжелый рюкзак,
-         ребенок, который много потрудился, но помог маме,
-         как уставший воин после победы.

Смотреть далее:
-"УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛОВАРНОГО  ЗАПАСА"
-УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ, ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ

3 комментария:

  1. Хочу поделиться поделиться хорошей книгой, которой пользуюсь. "Жадность и зависть",В. Кротов.
    Здесь представлены такие статьи:
    -прививки без уколов
    -как работать со сказкой
    -внимание к оттенкам
    -сказки в действии
    и многое другое. Читайте, изучайте, используйте.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Алена! Прошу Вас убрать с сайта статью «Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей», «Упражнения для расширения эмоционального словаря детей», «Упражнения для снятия негативных эмоций, для переключения эмоций так как Вы не являетесь их автором. Автором статьи «Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей» (две остальные статьи являются её подчастями) являюсь я, Никонова Анна Михайловна. У меня имеется сертификат,выданный 07.2011 г.,охраняющий мои авторские права.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая, Анна! Большинство статей в моем блоге -авторские, я не претендую и не пишу, что они мои материалы. Я просто хотела создать блог "Архив материалов" для всех специалистов детского сада и делится интересными разработками. Извините, что доставила вам беспокойство.

      Удалить