Проведем эксперимент: разбудим воспитателя детского сада среди ночи и спросим: «Что такое игра?». Он тут же, не задумываясь, выдаст: «Игра — ведущая деятельность дошкольника». Эта фраза со студенческих лет стала для воспитателей чем-то вроде древнего заклинания, смысл которого утерян в глубине веков.
И если мы начнем выяснять: что такое игра? Всегда ли ребенок с игрушкой в руках — «играющий» ребенок? Любая игрушка — предмет для игры или нет? Сколько нужно игрушек, чтобы ребенок играл? А может, дело не в количестве, а в качестве? Или вообще не в этом дело? И какое отношение взрослый имеет к игре ребенка? — тут, даже среди бела дня, мы рискуем не получить ответы на свои вопросы.
И если мы начнем выяснять: что такое игра? Всегда ли ребенок с игрушкой в руках — «играющий» ребенок? Любая игрушка — предмет для игры или нет? Сколько нужно игрушек, чтобы ребенок играл? А может, дело не в количестве, а в качестве? Или вообще не в этом дело? И какое отношение взрослый имеет к игре ребенка? — тут, даже среди бела дня, мы рискуем не получить ответы на свои вопросы.
Не только потому, что воспитатели не всегда над этим задумываются. Но и потому, что эти вопросы очень сложны даже для ученых.
Тезис «Игра — ведущая деятельность дошкольника» принадлежит одному из «праотцов» отечественной психологии Даниилу Борисовичу Эльконину, который создал свою концепцию детской игры в рамках ведущего и единственного направления советской психологии — теории деятельности.
Сегодня многие утверждения и представления, казавшиеся незыблемыми в то время, нуждаются в уточнениях, в развитии, а порой — и в опровержении.
Так, к примеру, произошло с представлениями о творчестве, с представлениями о внутреннем мире человека — мире переживаний.
Игра, безусловно, является видом творчества для ребенка. И игра связана с миром его переживаний. А значит, не может быть сведена исключительно к деятельности.
Но деятельностная сторона игры — это то, что нам явлено. То, с чем мы — педагоги и родители, как правило, имеем дело.
Поэтому, заводя речь об игре, мы непременно выходим на проблему организации игровой среды. Что зависит от нас, взрослых, чтобы ребенок, желающий играть, играл?
Читать далее
Хотела бы прокомментировать данную статью и еще несколькими требованиями к предметно-развивающей среде.
ОтветитьУдалитьВ книге "Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду" (принципы построения, советы, рекомендации)Н.В. Нищева, очень подробно описывается ПРС в ДОУ по центрам, примерный набор оборудования в каждом центре, также расписывается оборудование для специалистов ДОУ (учителя-логопеда, педагога-психолога). Буду рада если эта информация Вам пригодится.