Автором всех этих разработок является: Никонова Анна Михайловна
Цели:
Цели:
1. Образовательная.
а) познакомить с основными эмоциями: интерес: радость, удивление, грусть, гнев, страх, стыд;
б) учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным
признакам (мимика, пантомимика, интонация);
признакам (мимика, пантомимика, интонация);
в) обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные
эмоции, чувства, настроения, их оттенки.
эмоции, чувства, настроения, их оттенки.
2. Воспитательная.
а) способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;
б) способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально-
приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);
приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);
в) отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и др.),препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.
Мет одические приемы:
1. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.
2. Рисование эмоций.
3. Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств.
ИГРЫ
1. "Угадай эмоцию"
На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.
Остальные дети - зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.
2. "Лото настроений"
Материал: наборы картинок, на которых изображены животные с различной мордочкой. Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т.д.). Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.
3. "Пиктограммы"
Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный.
а) определить по пиктограмме, какой человек: веселый или грустный, сердитый илидобрый и др.;
б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоны
перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;
перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;
в) игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет
пиктограмму и. не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней
изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. Послеэтого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить
детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения
настроения.
пиктограмму и. не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней
изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. Послеэтого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить
детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения
настроения.
4. "Как ты себя сегодня чувствуешь?"
Материал: карточки с разными оттенками настроения.
Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д.
5. "Классификация чувств"
Материал: карточки с разными оттенками настроения.
Разложить карточки по следующим признакам:
- какие нравятся;
- какие не нравятся.
Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил.
6. "Встреча эмоций"
Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна.
Ведущий изображает "хорошую", ребенок "плохую". Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются. Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить.
7. "Испорченный телефон"
Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза ("спят"). Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, "разбудив" второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник "будит" третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.
Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что "телефон" был полностью исправен.
Вопросы при обсуждении:
1. "По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?";
2. "Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?";
3. "Трудно ли было тебе понять другого участника?";
4. "Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?".
8. "Снимается кино"
Среди детей выбирается сценарист и режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.
9. "Рисуем настроение"
Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий:
1. Выполнение рисунка на тему: "Мое настроение сейчас".
2. Каждый рисует эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.
3. Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.
Рисунки могут быть сюжетные ("нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился"), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов. Последние ("абстрактные рисунки") в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения.
10. "Рассматривание картинки"
Материал: сюжетные или предметные картинки с изображением различных настроений.
Вопрос: "Какое настроение испытывает девочка на одной и на другой картинке?".
11. Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой - любую эмоцию
(например: "слон" и "радость"). Третий ребенок должен пройтись по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство.
12. Ребенок называет любое число от 1 до 7. Другой ребенок изображает чувство, которое соответствует названному числу.
Материал: карточки, на одной стороне которых написаны цифры, на другой - названия эмоций.
1. Страх. 2. Удивление. 3. печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина.
13."Зеркало"
Один ребенок "зеркало", другой изображает какую-либо эмоцию (например: гнев - губы сжаты, брови нахмурены; удивление - рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты), а другой придает своему лицу то же самое выражение.
14. "Тренируем эмоции"
Попросите ребенка нахмуриться - как:
- осенняя туча,
- рассерженный человек,
- злая волшебница.
улыбнуться, как:
- кот на солнце,
- само солнце,
- как Буратино,
- как хитрая лиса,
- как радостный ребенок,
- как будто ты увидел чудо.
позлись, как:
- ребенок, у которого отняли мороженое,
- два барана на мосту,
- как человек, которого ударили.
испугайся, как:
- ребенок, потерявшийся в лесу,
- заяц, увидевший волка,
- котенок, на которого лает собака.
устань, как:
- папа после работы,
- муравей, поднявший тяжелый груз,
отдохни, как:
- турист, снявший тяжелый рюкзак,
- ребенок, который много потрудился, но помог маме,
- как уставший воин после победы.
Смотреть далее:
-"УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА"
-УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ, ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ
Хочу поделиться поделиться хорошей книгой, которой пользуюсь. "Жадность и зависть",В. Кротов.
ОтветитьУдалитьЗдесь представлены такие статьи:
-прививки без уколов
-как работать со сказкой
-внимание к оттенкам
-сказки в действии
и многое другое. Читайте, изучайте, используйте.
Здравствуйте, Алена! Прошу Вас убрать с сайта статью «Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей», «Упражнения для расширения эмоционального словаря детей», «Упражнения для снятия негативных эмоций, для переключения эмоций так как Вы не являетесь их автором. Автором статьи «Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей» (две остальные статьи являются её подчастями) являюсь я, Никонова Анна Михайловна. У меня имеется сертификат,выданный 07.2011 г.,охраняющий мои авторские права.
ОтветитьУдалитьУважаемая, Анна! Большинство статей в моем блоге -авторские, я не претендую и не пишу, что они мои материалы. Я просто хотела создать блог "Архив материалов" для всех специалистов детского сада и делится интересными разработками. Извините, что доставила вам беспокойство.
Удалить